Applicants and their parents address us often with a question on what education is mostly valued in Switzerland and Europe at large, what is the right way to invest money in education and not to miss what is really important in life and can’t be bought with money – that is time. What kind of training programs and institutions should be preferred in order obtain a relevant, promising and gainful profession? We do not speak about search for a professional mission in life because it is closely connected with personal qualities, but we can say that any rational choice runs risks since no one knows what the future brings.

ВОПРОСЫ ВЫБОРА ПРОГРАММ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ШВЕЙЦАРИИ И РЕЙТИНГ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

 

NADYA KALATUR, SWISS CONNECTION

 

К нам часто обращаются будущие студенты и их родители с вопросами: какое образование ценится в Швейцарии и в Европе в целом, как правильно инвестировать собственные средства, а главное – как разумнее распорядиться тем ресурсом, который не купишь ни за какие деньги – временем. Каким учебным программам и заведениям стоит отдать предпочтение, чтобы в будущем иметь востребованную, перспективную и приносящую хороший доход профессию? Если не касаться сложного вопроса уникальности каждого человека, ищущего своего места в жизни, своего призвания, мы можем ответить, что любой самый рациональный выбор несет за собой некую долю риска: никто не знает, что ожидает нас в будущем.

 

Как правило, русские родители посылают своих чад в престижные школы гостиничного менеджмента, аргументируя свой выбор тем, что у заведения хорошая репутация, в нем царит интернациональная атмосфера, студенты обучаются по многопрофильным программам и располагают бытовыми удобствами. На самом деле, одни из самых лучших школ гостиничного дела находятся в Швейцарии. Согласно исследованию, проведенному в 2010 году TNS Sofres, в первую десятку входят 5 швейцарских школ из 74 участвовавших в опросе. Первые три позиции в этой десятке занимают Ecole Hôtelière de Lausanne, Les Roches International School of Hotel Management, Glion Institute of Higher Education. Верно, что данные школы рекламируют себя и идут навстречу будущим студентам, поэтому они у всех на слуху. Другой не менее важный вопрос – насколько готов мировой рынок гостиничных услуг принять достаточно большое количество выпускников с данным профилем? Предложение, превышающее спрос, рождает заниженные заработные платы. Ожидать должности менеджера молодой специалист может определенное время. Насколько устроит его предложенная оплата его труда? Скольким выпускникам приходится прибегать к получению дополнительной специальности? А скольким, мечтающим остаться работать в Швейцарии, приходится покидать ее пределы в связи с тем, что их деятельность не носит характера «особой научной и экономической важности» (ссылка на Федеральный закон об иностранцах, ст. 21 и 30)? Так ли обстоит дело, например, со специалистами инженерных профессий или врачами, которых в Швейцарии недостает? Информация для размышления.

 

Цель данной статьи – познакомить с рейтингом швейцарских высших учебных заведений, мало прибегающих к рекламе, и дать небольшой обзор программ, которые они предлагают.

 

Все растущая конкуренция на мировом уровне между высшими школами или университетами приводит к появлению различных рейтингов, на которые все чаще ссылаются в прессе и образовательно-научно-исследовательской сфере, хотя качественные и количественные методы исследования, на которые они опираются, часто подвергаются критике. Конференция ректоров швейцарских университетов (CRUS) и Государственный секретариат по вопросам образования и научных исследований (SER) создали Интернет-сайт, на котором можно познакомиться с регулярно обновляемыми показателями главных рейтингов (www.universityrankings.ch). Среди них мы встречаем сведения самых известных университетских рейтингов мира: Shanghai Jiao Tong, Times, QS и Leiden.

 

Рейтинг Shanghai Jiao Tong располагает учебные заведения мира в последовательности от 1 до 500 согласно академическим и научно-исследовательским достижениям. Главными индикаторами являются: количество полученных Нобелевских и Филдсовских премий, а также количество опубликованных научных трудов. В поле зрения находятся 5 направлений: естественные и математические науки, технические науки и вычислительная техника, науки о жизни и сельское хозяйство, клиническая медицина и фармацевтика и общественные науки. В общем рейтинге 2012 года в первой сотне снова занимает 23-ю позицию Швейцарский федеральный политехнический институт г. Цюриха (ETHZ), на 59-й – Цюрихский университет, на 69-й Женевский университет и на 85-й Базельский университет. Следует заметить, что первые позиции занимают сплошь и рядом американские учебные заведения во главе с Гарвардом. Поэтому, если сконцентрироваться только на Европе, то вышеперечисленные швейцарские университеты будут занимать 4, 15, 20 и 29 места соответственно (отметим, что российский МГУ в данном случае опережает Базельский университет на несколько позиций). При этом ведущие позиции в сфере обучения естественным и математическим наукам занимают снова Швейцарский федеральный политехнический институт г. Цюриха и Женевский университет (8-е и 35-е место соответственно); в области технических наук и вычислительной техники – Швейцарский федеральный политехнический институт г. Лозанны (17-е место) и его цюрихских коллега (37-е место); науки о жизни и сельском хозяйстве отлично преподаются в Цюрихском и Базельском университетах (25-е и 35-е места), они же разделяют 37-ю и 45-ю позиции по медицине и фармацевтике.

 

Английский журнал Times, учитывая 5 качественных и количественных показателей, предлагает свой список 200 лучших высших учебных заведений мира, которые готовят специалистов в области инженерии и технологии, науки о жизни, медицины и здравоохранения, естественных, общественных, гуманитарных наук и искусства. Рейтинг 2012 года свидетельствует также о том, что вузы США продолжают занимать ведущие позиции в сфере образования. К сожалению, Россия вообще не входит в данный список. В этом рейтинге опять отдано предпочтение политехническим институтам Цюриха и Лозанны (12-е и 40-е места). Цюрихскому университету отводится 89-е место.

 

Другие рейтинги тоже отдают первенство вышеперечисленным политехническим институтам и университетам, но также отмечают (например, QS World University Ranking) Лозаннский университет, Leiden упоминает о Бернском университете, отличающемся количеством письменных научных трудов, а газета Financial Times, акцентируя внимание на программах Магистра, MBA и бизнес-школы, особое место отводит университетам Лозанны и Санкт-Галлена.

 

В заключение обзора хочется сказать, что в Швейцарии качество образования стоит на первом месте, судя по колоссальному финансированию, поступающему от государства и кантонов. Сколько бы ни стоила Ваша программа обучения (1’000 франков в год или 30’000), на какое бы швейцарское учреждение ни пал Ваш выбор, Вы всегда можете быть уверены, что столкнетесь с высоко мотивированными преподавателями и специалистами, имеющими серьезный профессиональный опыт.